12-14 сентября 2019: Парусная лодка в Турции. Часть четвёртая: Каш

12 сентября 2019, четверг: переход в Каш

Проснулся около семи утра. Всю ночь периодически приходили длинные высокие волны, раскачивая как нас, так и всех соседей. Тем не менее, выспаться удалось очень даже неплохо.

Вокруг лодки то и дело серебрянными брызгами с шумом и плеском разлеталась в разные стороны сотни мелких рыбёшек. Судя по всему, это какие-то зубатые подводные хищники пытались поймать себе на завтрак зазевавшуюся мелочёвку, разгоняясь и с разных сторон врываясь в мирно пасущуюся стайку.

... серебрянными брызгами разлетаясь в разные стороны.

На соседнем острове в бинокль просматривались какие-то непонятные постройки, возможно даже древние. Добраться до них можно было дроном, поэтому не долго думая, я разложил его на носу лодки и подготовил к полёту.

На первый взгляд это было самое безопасное место для запуска, но как только жужащее чудо инженерной мысли, вгрызаясь своими четырьмя пропеллерами в воздух, поднялось примерно на метр на палубой, лодку немного качнуло. Этого оказалось достаточно, чтобы искусственный интеллект летающего устройства, пытаясь удержать свою позицию относительно лодки, на какое-то мгновение отказался слушаться пульта управления и, дрейфуя по ветру, штуковина зацепилась за левый стаксель шкот. Я ничего не мог сделать, кроме как наблюдать, как высокотехнологичная четырёхрогая игрушка сползает по веревке вниз. Хорошо, что при этом сами винты не зацепили ничего и дрон как по направляющей целый и невредимый приземлился на палубу. Ещё б полметра вбок и полетел бы он прямиком на корм тем самым голодным рыбам. В общем, этот квадрокоптер явно везучий - в очередной раз он выжил в почти безнадёжной ситуации!

Сложив дрон, я нацепил маску и отправился на поиски тех самых зубастых, кто не давал покоя мелкой рыбёшке. Хулиганы были были обнаружены быстро - ими оказались мелкие желтохвостые не то ставриды, не то луфарики стайкой держащиеся неподалёку от объекта своей охоты. Появление ещё более крупного хищника под водой - меня - смутило хвостатых разбойников, но через время, пообвыкнув они вернулись к своим делишкам.

Мелкие желтохвостые не то ставриды, не то луфарики стайкой держались неподалёку от объекта своей охоты.

За то время, пока я плескался, мамкен приготовила из заблаговременно купленных ещё в Киеве копченых колбас солянку и тоже пошла плавать. Перекусив солянкой и залив в раковину морской воды для предварительной мойки посуды, я отправился собирать швартовы. Использование забортной воды для мытья кухонной утвари значительно экономит пресную, которой потом просто останется ополоснуть тарелки.

Пока кипела работа на камбузе, я собрал правый и запасной левый швартов, подготовил лодку к отходу, объяснил мамкену что делать с якорем и позвал Антона на корму, чтобы сплавать за оставшимся швартовым.

Отчалили без проблем, обогнули остров Karacaoren и взяли курс на сто шестьдесят градусов.

Ветер дул преимущественно южный, но слабенький - семь-девять узлов. Соответственно, лодка шла со скоростью около четырёх с половиной. Так мы двигались пока не вышли за заметно выступающий на юг мыс и поменяли курс, направившись на восток. Ветер при этом лёг нам почти в фордевинд. Выровняв лодку так, чтобы он наполнял паруса немного справа, мы пошли вдоль бесконечных скал и пляжей в сторону Каша. Я решил во что бы то ни стало стать там в марину сегодня, чтобы завтра потратить день на достопримечательности, вместо того, чтобы ночевать где-то на полдороги.

Маршрут на сегодня.

Через час ветер усилился до пятнадцати узлов, что дало нам около семи узлов хода, поэтому ещё засветло, около пяти вечера, нам удалось зайти в марину Каша.

- Мать, ты на якорь, а ты, Антон, на швартовы - сойдешь на берег и закрепишь. Всем всё понятно?

- Да!

Якорь я заранее подготовил, освободив его от страховочной веревки и немного ослабив цепь. Увидев более-менее неплохое, но самое главное, широкое место, я закинул нос лодки вправо, включил задний ход и начал заходить на стоянку. Как только лодка набрала какой-то ход, я скомандовал мамкену отдать якорь, а сам принялся манерврировать, пытаясь направить непослушное судно куда мне нужно. Но не тут то было - видимо из-за недостаточной скорости лодка никак не хотела поворачивать в нужную мне сторону, заходя постоянно под углом.

- Мать, стоп травить якорь! - заорал я, ибо за грохотом цепи на носу ничего не слышно.

Через несколько таких окриков я, таки, добился ответа, грохот цепи прекратился, а я начал пытаться вытягиваться на ней и, давая поочередно то передний, то задний ход, все-таки развернуть лодку в нужном направлении. Но всё равно не получалось. С берега мне начали подсказывать, мол, дай больше газа, тогда она повернёт. Попробовал - действительно, лодка лучше слушается штурвала, но для меня это слишком быстро и я толком не успеваю тогда среагировать на наваливающуюся на пирс лодку. По-хорошему бы набрать скорость и зайти нормально, а не пытаться "выкрутиться" на месте, когда ветер начинает смещать судно в ненужную сторону гораздо раньше, чем оно набирает хоть какой-то ход.

В итоге ребята с берега зашли на борт уже пришвартованного судна, рядом с которым я выполнял свои манёвры, и я бросил им швартовы. Они подтянули лодку к пирсу и закрепили их, а я дал команду набить якорную цепь.

Раздался характерный грохот, но почему-то лодка продолжала валиться вправо, вместо того, чтобы вытянуться вперед на якоре. Те же ребята с берега попросили ещё один швартов, чтобы привязать меня к стоящей слева большой лодке со стороны носа. Я взял веревку и пошел на нос помогать им. И тут я увидел следующую картину: якорь, как ни в чем не бывало балансировал на своем месте с отвязанным страховочным концом готовый в любой момент свалиться вниз, круша всё на своём пути и, самое главное, нос лодки.

- Ёпрст! Мать! Ты что не видела, что якорь не пошёл в воду? - возмущённо орал я, быстро привязывая страховочный конец обратно, чтобы не допустить катастрофы.

- Да я на кнопки и на цепь смотрела...

- Да как же так можно! - раздосадованно не унимался я. - Ну, неужели ты не понимаешь, что якорь должен был опуститься в воду, а не остаться на носу?.. - причитал я, выбирая лебёдкой сложенную аккуратно в тот же рундук цепь.

- Ладно, мы привязались к соседней лодке, а утром мы отойдем. Ночь как-нибудь простоим. Не будем уже сниматься и заново становиться на якорь по-нормальному, - подвёл итог я.

Буквально сразу же подошёл работник марины и взял с нас сто сорок лир (около тридцати пяти австралийских) за стоянку, воду и электричество. Намного дешевле, чем в Фейтхуе, но, одновременно, данная стоянка предлагает и гораздо хуже условия в плане душа и туалета, которые здесь доступны за отдельную плату.

День выдался достаточно тяжелым, и, вся команда получив от меня лечебных прочихдвостов, отправилась в душ.

После этого отправились в город за покупкой сувениров и ужином. Прогуливаясь по оживлённым вечерним улочкам, мы, в конечном итоге, случайно забрели на французское кафе, где мясища несъедаемыми порциями не подают, но зато готовят очень вкусные креветки с грибами, а также запеченые овощи в турецком йогурте. Закрепить успех команда решила парой стаканов ракии, что явно пошло всем на пользу.

Подкрепившись, мы отправились в рядом расположенную кальянную, где я с удовольствием затрепал чиз-кейк и часа полтора дымил ароматный кальян.

На лодку вернулись около половины второго ночи и обнаружили, что трап наш упал в воду, а перед тем, как туда рухнуть, он благополучно поцарапал борт лодки. Каким-то образом "Нерину" прибило просто вплотную к бетонной стенке пирса, трап выбило из его посадочного места и он упал вниз. Хорошо, что я его заблаговременно привязал к пирсу и он не ушёл на дно, а повис на этом страховочном конце. Дальнейшее исследование происшествия показало, что каким-то образом ослабло и развязалось наше крепление на носу соседней лодки. Я в первый раз видел такое, чтобы “восьмёрка”, да ещё и со стопорной петлёй, накинутая на “утку” самостоятельно распустилась. Но других объяснений не было - я сам помню как привязывал, как накладывал стопорную петлю, поэтому сомнений в правильности узла у меня не было. Ну, а мысль о том, что кто-то пробрался на борт и специально развязал просто не может иметь под собой никакой обоснованной почвы ибо не может ответить на вопрос: "Зачем?".

В общем, ничего не остаётся, как записать это происшествие в бесценную копилку опыта и не допустить подобного в следующий раз, накладывая две стопорных петли вместо одной. Избежать повреждений кормы о бетонную стенку пирса помогло моё непреодолимое желание "перестраховываться" - перед уходом я на всякий случай привязал ещё один бортовой кранец на корму. Это решение и спасло лодку и мой кошелёк. Царапины же от трапа я попробую убрать с помощью мелкой наждачной бумаги утром.

Перед сном я ещё посидел напротив лодки на лавочке, понаблюдал за тем, куда и как её качает, чтобы проверить, не развяжется ли носовой швартов опять. Дабы не было сильно грустно наблюдать за этим процессом, я прихватил с собой в компанию баночку прохладного “Эфеса”.

13 сентября 2019, пятница: Кекова

Несмотря не то, что заснул я около трёх ночи, в восемь утра я уже раскрыл глаза, от проникающих через иллюминатор каюту утренних, но оттого не менее ярких, солнечных лучей. Приведя зубья и глазища в порядок да выпив кофе, я отправился на поиски наждачной бумаги.

Ещё только утро, а солнце уже жарит раскинувшийся у моря городок.

Это оказалось не такой уж и простой задачей. Тем не менее, спрашивая граждан и пытаясь объяснить им, что мне нужная некая магическая “sand paper” или “tools shop”, я таки добрался до подвальчика в котором располагался хозяйственный магазин. Пара листов мелкой и самой мелкой наждачной бумаги мне обошлась в шесть лир, то есть практически даром - страшненький душ в марине десять стоит.

Вернулся на лодку и принялся затирать царапины - несколько движений и от них не осталось и следа.

Теперь можно брать дрон и отправляться на пирс снимать окрестности. Ох и жарюка там стоит: взмок весь, пока летал. Наибольший дискомфорт доставляло то, что из-за яркого солнца приходилось склоняться над дисплеем, чтобы увидеть хоть что-то, отчего капли пота, скатываясь по лицу, заливали мне солнцезащитные очки, заметно усложняя управление летающей игрушкой. Тем не менее, несколько неплохих снимков сделать удалось.

Залил воду, объяснил команде что делать и от чего отпихиваться и принялся отходить. Нас немного завалило на справа стояющую лодку, но кранцы и экипаж предотвратили какие-либо повреждения.

План на сегодня - осмотреть затопленные древние поселения возле острова Kekova Adasi и подняться на крепость Simena Kalesi.

Выйдя из бухты мы подняли паруса и отправились смотреть затопленные древние поселения в сторону Kekova. Сначала ветер позволял идти со скоростью около шести узов, правда, чтобы уменьшить крен и сделать поездку более комфортной для Антона, я, как и в прошлый раз, привёлся острее к ветру. В результате лаг показывал пять - пять с половиной узлов, поэтому до точки назначения удалось догрести за четыре с половиной часа.

В самом конце маршрута ветер совсем упал и мне пришлось включить дизель. Антон вконец "раскапустился" и даже сгрыз таблетку от морской болезни, ибо на моторе без парусов лодку качает заметно сильнее и, наотрез отказываясь выходить из каюты, он сам себя довёл до состояния укачивания.

Уходящие в воду древние постройки на острове Kekova.

Зайдя в закрытую от внешних волн бухту, мы сперва полюбовались теми самыми остатками разрушенных и затопленных древних построек, а потом направились к крепости на другом берегу пролива, пришвартовашись к ресторану Hassan Deniz. Швартовка здесь изумительно простая - у ребят, а, точнее, девчат, ибо подавали швартовы нам мама и дочка, весь пирс увешан шинами и под ним глубина больше десяти метров. Поэтому, подойдя к стенке и остановив лодку двигателем, мы просто завязали полученные от гостеприимных хозяек концы на утки и стали просто как вкопанные.

Правила здесь таковы, что за дневную стоянку у такого причала необходимо отобедать у них же. Нас такая "обязанность", честно говоря, нисколько не напрягала, ибо голод уже подбирался, а место настолько красивое, что хотелось немного отдохнуть, наблюдая из тени под зонтиками за плещущимися о пирс волнами да попивая запотевший несколько горьковатый "Эфес".

В общем, мы с радостью заказали свежепойманного сегодня лаврака в жаренном виде с местным салатиком и картошечкой. Кафе это очень приятное и аутентичное, а еда как всегда на высоте! Дело в том, что по моим воспоминаниям три года назад именно в этом месте мы уже останавливались, когда ходили по этим местам с друзьями на катамаране, и нам тогда тоже очень понравилось. Правда, с конкретным рестораном я могу ошибаться, ибо их тут несколько почти одинаково приветливо раскинувших пирсы для швартовки.

- Скажите, - спросила у меня хозяйка, - вы собираетесь оставаться на ночь?

- А сколько это стоит?

- Двести лир.

- Что-то дороговато... - попытался поторговаться я.

- Ну это обычная цена в округе. Ещё ж мы даём электричество и воду, - парировала хозяйка.

- Ну не совсем обычная. Я в Каше стоял вчера за сто сорок лир с водой и электричеством.

- У нас дороже, потому что это остров.

- Да, вроде бы не остров же... - возразил я.

- Я имею ввиду у нас доставка только по воде - дороги в город по земле отсюда нет.

- Хорошо, мы сходим наверх в замок и подумаем.

- Да, конечно! - ответила хозяйка.

Однако место это понравилось мамкену и Антохе настолько, что никто из не захотел по тьме тащиться в Каш и единогласно решили спать здесь.

- Мы решили остаться, - сообщил я женщине. - Скажите, а душ и туалет у вас есть?

- Да, конечно. Только душ на улице.

- А туалеты?

- Туалеты в помещении.

- Хорошо, - согласился я улыбаясь. - Нам подходит. Скажите, пожалуйста, я у вас видел кальяны, можно будет покурить?

- Да, только когда муж вернётся, вечером, я не умею...

- Отлично! Спасибо большое!

После такого сытного обеда нужно было немного прогуляться и мы, захватив дрон и фотоаппарат, отправились вверх к крепости.

После прогулки мы вернулись в лодку, переоделись и пошли поплавать. Как же хорошо окунуться в эту тёплую воду после такого напряжённого и жаркого дня! Если б ещё планктон не кусался так...

Около восьми вечера когда уже стемнело, я отправился в кафе с ноутбуком записать свои сегодняшние похождения, поработать по Сане и покурить кальян. А команде сказал спать и, самое главное, попробовать хорошо высыпаться - следующие три дня мы будем только в диких стоянках и грести против ветра в Мармарис. Иными словами, осталась самая сложная часть путешествия.

Продолжение следует...